Иммунолог Михаил Бала: Спокойной осень не будет

В Липецкой области, так же как и по всей стране, в последние дни фиксируется рост заболеваемости новой коронавирусной инфекцией. Ждать ли липчанам очередной волны COVID-19, стоит ли ревакцинироваться каждые полгода, действительно ли новая коронавирусная — это разработка американских спецслужб? На эти и другие вопросы «Первого номера» ответил доктор медицинских наук иммунолог Михаил Бала.

— Михаил Анатольевич, с чем связан рост заболеваемости COVID-19? Стоит ли липчанам опасаться очередной волны?

— Действительно, рост заболеваемости коронавирусной инфекцией идёт. Ещё недели полторы назад заболевших было около 1 500 человек по стране, сейчас более 17 000. То есть в относительных количествах рост серьёзный. Но это ожидаемо, потому что инфекция «гуляет» по миру. Если посмотреть мировые карты динамики заболеваемости, инфекция распространяется неравномерно. Пару месяцев назад «горел» Китай, у нас было спокойно. Сейчас, видно, наша очередь. Такой подъём обусловлен сезоном отпусков, люди путешествуют по всему миру. И если раньше один человек, инфицированный COVID-19, заражал от трёх до семи человек, то сегодня, в связи с возникновением новых подвариантов, таких как «омикрон» и «кентавр», — до 17. Показатель вырос примерно втрое, поэтому распространение будет большое. Ожидаем высокий подъём заболеваемости COVID-19 к концу августа-началу сентября.

— Насколько опасны последние штаммы новой коронавирусной инфекции — «омикрон» и «кентавр»? Или ковид перешёл в разряд сезонных заболеваний?

— Здесь работает стандартное правило: чем дольше вирус существует и мутирует, тем менее агрессивным он становится. Это всегда так. Приходит новый возбудитель, он сначала собирает «кровавую жатву». Первыми под удар попадают люди с хроническими заболеваниями, иммунодефицитами, с субкомпенсированными состояниями. Но когда «выбита» эта первая часть, вирус откатывается назад, идёт модификация, агрессивные свойства уменьшаютя, но повышается заразность. Да, агрессивность новой коронавирусной инфекции снизилась, но говорить, что она перешла в разряд сезонных заболеваний, пока ещё рано.

— Потребуются ли в этом году такие жёсткие ограничения, как это было в 2020 и 2021 годах?

— Вице-премьер Татьяна Голикова на заседании межведомственной чрезвычайной комиссии поставила задачи готовиться к эпидемии и в регионах принимать меры в соответствии с ситуацией. То есть мы можем в любой момент вернуть все противоэпидемические мероприятия. На сегодняшний день в Липецкой области оставлен масочный режим только в медицинских учреждениях и соцслужбах. Но, сами понимаете, постановление принимается и вводится — с учётом опыта — мгновенно. Все механизмы отработаны.

— Нужно ли сейчас липчанам быть готовыми к росту простудных заболеваний и делать прививки от ковида, гриппа, пневмококковой инфекции?

— Если говорить о прививке от гриппа, то она уже стала сезонной. Сейчас подходит время, и с сентября пора прививаться вакциной, адаптированной под те штаммы, которые будут циркулировать в этом сезоне. Что касается новой коронавирусной инфекции, то обязательным является требование прививаться раз в год. Но для тех, кто относится к группам риска (хронические заболевания, декомпенсированные состояния), вакцинация может потребоваться раньше. Прививка от пневмококковой инфекции, согласно национальному календарю прививок, является обязательной только для детей первых 2-х лет жизни. Для детей в возрасте от 2 до 5 лет, взрослых из групп риска (лица, подлежащие призыву на военную службу, лица старше 60 лет, страдающие хроническими заболеваниями лёгких, лица старше трудоспособного возраста, проживающие в организациях социального обслуживания) вакцинация против пневмококковой инфекции проводится по эпидемическим показаниям.

— Какой вакциной лучше всего делать ревакцинацию от новой коронавирусной инфекции?

— Сейчас в научных кругах идёт разговор о том, что при ревакцинации вакцину желательно менять. Использовать можно любой из зарегистрированных препаратов. Но в первую очередь всё будет определяться наличием той или иной вакцины в поликлиниках. Несмотря на высокую способность к мутации коронавируса, общая антигенная структура остаётся, и это даёт уверенность в том, что все наши вакцины, возможно, не в полном объёме, но будут продолжать обеспечивать защиту.

— Последнее время всё чаще звучит версия, что ковид — лабораторная инфекция, выведенная спецслужбами США, чтобы контролировать общество в том числе и с помощью санитарных ограничений. Насколько правдивы такие предположения?

— Есть две основных технологических линии: генно-инженерная и селекционная. Первая — это искусственное изменение свойств природного возбудителя. Задача сложная, но возможная. Вторая — это отбор штаммов, они покажут результат, на который рассчитывают селекционеры. По COVID-19 нельзя исключить первый вариант. Слишком активно за короткий промежуток времени появились в разных районах мира штаммы с отличающимися между собой свойствами. Селекционно выделить их за такой короткий промежуток времени довольно сложно.

— Когда COVID-19 стих, вдруг появилась обезьянья оспа, которой на Западе начали запугивать население. Несколько случаев было выявлено и в России. Стоит ли опасаться этой инфекции? Не похоже ли это на «медицинский терроризм», когда людей запугивают новыми инфекциями?

— Что касается оспы обезьян, то тут, скорее всего, поработала селекция. Возбудитель древний, в наших руководствах, когда мы ещё только учились, было две вариации оспы: натуральная, она же чёрная, и оспа обезьян. Различить их на тот момент можно было в основном на основе исследований, которые выполняли две-три лаборатории в мире. Оспу натуральную победили благодаря вакцинации. А вот что касается оспы обезьян, про неё всё время писали, что природные очаги в джунглях остаются. Предполагалось, что она может выйти за эти границы в случае потенциального использования в качестве биологического оружия. Про натуральную оспу говорили то же самое. Её штаммы хранятся в музеях. Но оспа обезьян на сегодняшний день проделала путь классических природно-очаговых инфекций. Если в человеческом обществе появляется то, чего раньше не было и это привязано к каким-то конкретным очагам, значит, во-первых, человек в ходе своих хозяйственных подвигов вторгся в эту территорию (дорогу строили или месторождение разрабатывали, ещё что-нибудь подобное). Во-вторых, из этой зоны начали что-то вывозить. Таких инфекций много: это и жёлтая лихорадка при строительстве Панамского канала, лихорадка Скалистых гор при освоении целинных территорий в Северной Америке и так далее. Когда объявили, что оспа обезьян распространилась по всему миру, возник только один вопрос: сколько же месяцев по всему миру она «растаскивалась»? Просмотрели. Растащили, не заметив. ВОЗ напрочь проигнорировала противоэпидемические требования к подобным инфекциям. Только когда кто-то где-то её идентифицировал, с ней начали бороться. Тогда и возникли фантастические теории про её биологическую трансформацию. Скорее всего, это вторжение в природный очаг.

— Есть ли какие-то прогнозы, насколько эта осень станет инфекционно напряжённой? Какие меры профилактики можно посоветовать липчанам?

— Прогнозы — дело неблагодарное. Много зависит не только от того или иного возбудителя, тут и человеческий, и погодный факторы, тут много чего состыковывается. Спокойной осень не будет. Коронавирус даёт большую заразность, однако он не должен будет давать большое количество тяжёлых форм. Но как себя поведёт грипп в этом сезоне в сочетании с тем же коронавирусом — это пока уравнение со многими неизвестными. Поэтому, чтобы иммунная система была на максимальном уровне, необходимо придерживаться здорового образа жизни. Если есть заболевания, ими надо заниматься, а не надеяться на авось, как-нибудь обойдётся. Кроме этого, если подошло время плановых прививок, их необходимо сделать.